Я иду на урок

Н. В. Антипова ;
А. Г. Малин

Витамины как источник здоровья

Интегрированный урок-семинар (8-й класс)

Публикация статьи произведена при поддержке ландшафтной мастерской Оксаны Хлебородовой «Авторский сад». Ландшафтная мастерская «Авторский сад» предлагает записаться на авторские курсы ландшафтного дизайна, которые будут полезны как начинающим дизайнерам и садоводам-любителям, так и опытным профессионалам. Подробнее ознакомиться с предлагаемыми ландшафтными программами и расписанием занятий, а так же прочитать отзывы выпускников можно на официальном сайте ландшафтной мастерской «Авторский сад», который располагается по адресу http://www.avtorsad.ru/

Урок проводится как заключительный по теме «Обмен веществ и энергии в организме».

Цели урока: привести в систему знания учеников о витаминах, полученные из курса биологии и повседневной жизни, побудить учащихся к выбору рациона питания с достаточным содержанием витаминов.

Задачи урока

Образовательные: дать понятие о витаминах как о биологически активных органических соединениях; об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах; рассмотреть классификацию витаминов, их роль в обмене веществ и энергии в организме; способы практического использования витаминов.

Воспитательные: формирование учащегося как творческой личности с положительными нравственными качествами.

Развивающие: обучение работе с дополнительной литературой, умению сравнивать и анализировать данные, четко и ясно излагать мысли, выделяя главное, и выступать перед аудиторией.

Подготовка к семинару

За неделю до проведения урока весь класс делится на четыре группы: биологи, историки, кулинары и витаминологи. Каждая группа получает индивидуальное задание: подготовить сообщение в виде презентации в среде Microsoft PowerPoint 2003 с визуализацией текстовых материалов семинара и иллюстрациями. Задача учителя состоит в координации работы класса: необходимо дать ссылки на Интернет-ресурсы, порекомендовать дополнительную литературу и т.д. Объявляется конкурс на лучшее блюдо, в котором содержится большее количество витаминов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, программа Microsoft PowerPoint 2003, диск с презентациями, поливитаминные синтетические препараты, овощи и фрукты, богатые витаминами, выставка литературы, стенд «Знаете ли вы, что…» (предназначен для самостоятельного ознакомления учащихся с интересными фактами о витаминах).

План семинара

I. Вступительное слово учителя.

II. Сообщения учащихся:

– «Коротко об истории развития витаминов»;
– «Роль витаминов в организме»;
– «Как отражается на здоровье недостаток и избыток витаминов»;
– «Важнейшие витамины и их значение»;
– «Как лучше сохранить витамины при хранении и кулинарной обработке продуктов».

III. Закрепление изученного.

IV. Рефлексия.

V. Подведение итогов урока.

Ход семинара

Учитель. Наш семинар посвящен чудесным веществам – витаминам, без которых на нашей планете, скорее всего, не было бы высокоразвитой жизни. Нас ждут интересные и увлекательные сообщения с яркими, красочными презентациями.

Замечательный итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374) сказал: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять свои знания к своим нуждам». Вдумайтесь в эти наполненные глубоким смыслом слова. Какие цели мы ставим перед собой? Зачем нам изучать витамины? (Учащиеся отвечают на эти вопросы.) После этого урока вы, вооруженные новым знанием, сможете по-иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

Сейчас вам надо ознакомиться с планом нашего семинара (он есть на каждом столе), по которому мы и отправимся в путешествие по «стране витаминов».

Начнем знакомство с витаминами с краткой исторической справки.

Историки. Одно время считалось, что пища, содержащая достаточное количество белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей полностью удовлетворяет все потребности человека. Однако это мнение опроверг русский врач Н.И. Лунин (1853–1937), доказав, что в пище есть еще какое-то не известное в то время науке вещество (как вы догадываетесь, получившее впоследствии название «витамин»), необходимое для нормального развития и жизни животных (мышей). В 1880 г. он провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли в тех же массовых соотношениях, что и в натуральном молоке. Каково же было удивление Николая Ивановича, когда он увидел результаты опыта: мыши, получавшие искусственную смесь, погибли, а получавшие натуральное молоко отлично себя чувствовали. Основные результаты своих исследований он изложил в диссертации «О значении неорганических солей в питании животных». 

Учитель. Как можно объяснить результаты опытов Н.И. Лунина? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной смесью? Можно ли перенести результаты этих опытов на человека? (Выслушивает мнения учащихся). Запишите в тетради вывод: пища, содержащая только белки, жиры, углеводы и минеральные соли, неполноценна.

Историки. Сначала публикация работ Лунина в зарубежной научной печати не вызвала интереса ученых. Некоторые попытки повторения экспериментов были неудачными (по-видимому использовались не вполне чистые вещества, содержавшие примеси витаминов). В дальнейшем опыты Лунина были многократно повторены с разными животными в России и Америке, Англии и Швейцарии. Они всегда давали одни и те же результаты, подтверждая выводы Лунина. В 1912 г. польский ученый и биохимик К.Функ, работавший в Лондоне, выделил из рисовых отрубей кристаллы химически чистого вещества, незначительное количество которого излечивало нервное заболевание (бери-бери) у голубей. Он назвал это вещество витамином (vitamine) от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин (поскольку в состав вещества входила аминогруппа –NH2). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат аминогруппу, но старое название этих веществ сохранилось (лишившись последней буквы: vitamin).

Биологи. Как известно, организм человека – сложный «химический завод», где постоянно осуществляются два параллельных процесса: сложные и многообразные реакции синтеза, созидания новых веществ, клеток и тканей (ассимиляция) и обратные реакции распада веществ, старых, отживших клеток (диссимиляция). Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции составляет обмен веществ. А витамины как раз и призваны способствовать правильному протеканию процессов обмена веществ и преобразования энергии в организме. Кроме того, витамины играют большую роль в повышении сопротивляемости организма различным заболеваниям. Отмечено, что вспышки таких заболеваний, как грипп, корь, скарлатина, наблюдаются главным образом в весеннее время, когда рацион включает значительно меньше свежих овощей и фруктов, содержащих витамины, и в первую очередь витамин С. Помимо этого витамины входят в состав некоторых ферментов. Как вам известно, ферменты – это белки, способные во много раз ускорять химические процессы в клетках и тканях организма.

Для правильной жизнедеятельности организма необходимо постоянное снабжение кислородом его тканей и клеток, в которых происходят окислительно-восстановительные реакции. Большое значение для этих процессов имеют витамин С, витамины группы В и др.

В процессе жизнедеятельности организма избыток витаминов выводится с мочой, потом и другими продуктами выделения.

Учитель. Теперь мы с вами можем дать наиболее полное определение понятию «витамин». Запишите его: «Витамины – это вещества, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Витамины обозначают буквами латинского алфавита – А, B, С, D и т.д.».

Биологи. Длительное отсутствие в пище того или иного витамина приводит к авитаминозам. (Учащиеся приводят примеры заболеваний, вызванных авитаминозами: цинга, пеллагра, рахит, куриная слепота и др.) Если витамины поступают в организм в недостаточном количестве, то возникает гиповитаминоз – частичное витаминное голодание. Учеными были выяснены некоторые причины гиповитаминозов, основными из которых являются:

– недостаточное содержание витаминов в потребляемой пище;
– плохое усвоение витаминов;
– повышенная потребность в них во время болезни, а также в растущем детском организме;
– разрушение витаминов при заболеваниях (в основном инфекционных и желудочно-кишечного тракта);
– неблагоприятное влияние климатогеографических факторов.

Основные признаки гиповитаминоза:

– общая слабость;
– вялость, сонливость;
– плохой аппетит;
– быстрая утомляемость;
– раздражительность или, наоборот, подавленность;
– снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям.

При избыточном потреблении некоторых витаминов развивается отравление (интоксикация) организма, получившее название гипервитаминоза. Оно часто наблюдается у тех, кто занимается модным сейчас бодибилдингом и нередко неумеренно употребляет пищевые добавки и витамины.

Учитель. Дальнейшая работа будет построена следующим образом: в то время как витаминологи рассказывают о значении каждого витамина, вы заполняете таблицу, используя выступления товарищей, материал учебника, дополнительную литературу и опираясь на свой жизненный опыт. По желанию, дома можно будет доделать начатое на уроке.

Витаминологи. Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. Эта информация наглядно представлена в таблице.

Таблица. Некоторые витамины

Название, классификация

Суточная потребность

Источники витамина

Функции в организме

Проявления авитаминоза

А (ретинол) – жирорастворимый

1–2,5 мг

Сливочное масло, сметана, жирные сыры, яичный желток, говяжья печень, рыбий жир

Образование родопсина – зрительного пигмента сетчатки глаза, лизоцима, нормализация роста

Куриная слепота – потеря чувствительности к свету

D (кальциферол) – жирорастворимый

25 мкг

Сливочное масло, яичный желток, молоко, рыбий жир

Регулирует обмен Ca и P в организме

Рахит – нарушение отложения Ca и P в костной ткани

В1 (тиамин) – водорастворимый

2–3 мг

Зерна злаковых, печень, яйца, дрожжи. Частично синтезируется микрофлорой кишечника

Кофермент одного из ферментов клеточного дыхания (окислительного фосфолирования)

Бери-бери – дегенеративные изменения нервов

РР (никотиновая кислота) – водорастворимый

15–25 мг

Хлеб, крупы, говяжья печень, рыба, грибы, дрожжи, картофель

Составная часть НАД+, НАДФ+ и более 100 ферментов, в т.ч. тканевого дыхания

Пеллагра – болезненные изменения кожи, нарушения функций кишечника, умственной деятельности

С (аскорбиновая кислота) – водорастворимый

50–80 мг

Овощи, фрукты и ягоды

Повышение свертываемости крови и регенерации тканей, биосинтез гармонов надпочечников, антиокислитель SH-групп белков и ферментов

Цинга

В2 (рибофлавин) – водорастворимый

2–4 мг

Молоко, сыр, творог, яйца, печень, мясо, дрожжи, зеленые овощи

Образование ферментов биологического окисления, дыхания

Остановка роста, выпадение волос, поражение слизистых оболочек, нарушение синтеза гемоглобина, патология нервной системы

K (антигеморрагический) – жирорастворимый

0,7–1 мг

Томаты, зеленые овощи, синтез микрофлорой кишечника

Активная группа фермента, участвующего в синтезе протромбина, превращающего фибриноген в фибрин

Несвертываемость крови

E (токоферол) – жирорастворимый

10–25 мг

Растительные масла, ржаной хлеб, зеленые овощи, сало

Необходим для нормального процесса размножения; антиоксидант

Отсутствие способности к размножению, атрофия мышц

Учитель. Как лучше сохранить витамины при хранении и кулинарной обработке продуктов? Слово предоставляется группе кулинаров.

Кулинары. При неправильном хранении или неправильной кулинарной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Сохранить как можно больше витаминов в продуктах при приготовлении пищи вам помогут наши советы.

Совет 1. Молоко необходимо хранить в закрытой эмалированной или алюминиевой посуде. Молоко кипятят на сильном огне, а затем, не открывая крышки, охлаждают и ставят в холодное место. При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом количестве воды до полной готовности, только после этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1–2 мин.

Совет 2. Овощи богаты «витамином роста». Для того чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном и прохладном месте. Перед очисткой их надо вымыть под струей холодной воды. Верхний слой следует по возможности не срезать, а скоблить. Очищенные овощи обмывают кипяченой водой; не рекомендуется оставлять их длительное время в воде, так как витамины группы В и С, а также минеральные соли переходят в воду. Вместе с тем не следует оставлять очищенные овощи, не залив их водой, потому что кислород воздуха способствует разрушению витамина С.

Варить овощи рекомендуется в плотно закрытой посуде, лучше всего на пару. Чтобы сохранить больше аскорбиновой кислоты, овощи кладут в кипящую воду. Сначала кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30–40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд.

Овощи следует готовить в эмалированной или алюминиевой посуде. При варке овощей и фруктов в открытой посуде разрушается в два раза больше витамина С. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда, обусловленная наличием гидрокарбонат-иона, входящего в состав пищевой соды, способствует разрушению витамина С.

В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженые овощи и фрукты варятся быстрее свежих. Повторное разогревание пищи ведет к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты.

Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

Учитель (подводит итоги конкурса на лучшее блюдо, в котором содержится большее количество витаминов, кулинары комментируют работы). Теоретическая часть семинара завершена, пришло время применить полученные вами знания на практике.

В зависимости от уровня подготовки класса, от психолого-педагогических особенностей учитель может провести закрепление изученного материала несколькими способами.

А. Проблемная ситуация: «Письмо в редакцию»

Задание. В редакции журналов и газет ежедневно приходят письма людей, желающих попросить совета у компетентных специалистов в области витаминологии – науки о витаминах. Прочтите пример такого письма * и напишите ответ. Не забывайте об основных правилах этики общения.

Добрый день! Недавно в программе «Здоровье» услышала информацию о том, что свою суточную потребность в витамине С мы получаем отнюдь не из цитрусовых, а из таких овощей, как, например, белокочанная капуста, картошка и пр. овощи. У нас возник спор с химиком по образованию, которая убеждена, что существенное содержание витамина С в продукте должно отражаться в его вкусе, т.к. аскорбиновая кислота в чистом виде кислая. Согласно таблице, например, в редисе витамина С столько же, сколько в лимоне, хотя первый совсем не кислый. Объясните, пожалуйста, в чем здесь секрет.

После ответов учащихся можно зачитать ответ специалистов в области витаминологии:

Добрый день! Наибольшее количество аскорбиновой кислоты содержится в ягодах шиповника, черной смородине, облепихе, красном сладком перце, зеленом перце, в зелени (петрушка, укроп), несколько меньше в цветной и белокачанной свежей капусте и т.д.

Содержание аскорбиновой кислоты в 100 г свежей цветной капусты действительно превышает содержание витамина С в цитрусовых (апельсины, лимоны), несмотря на то что свежая цветная капуста абсолютно не кислая. Кислый вкус многих фруктов обусловлен содержанием не аскорбиновой кислоты, а лимонной, щавелевой и другими кислотами в их составе.

Б. Фронтальный опрос

1. Что такое витамины? Какова их роль в организме?

2. В каких продуктах содержатся витамины А, С, D?

3. На какие две группы делятся витамины в зависимости от их растворимости? Приведите примеры.

4. Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели?

5. Чем отличаются понятия авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, полигиповитаминоз?

6. Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого? Ответ обоснуйте.

В. Решение задач

Задача. Для лечения простуды юный химик растворил белый кристаллический порошок аскорбиновой кислоты в стакане воды. Оцените массовую долю витамина С в приготовленном растворе. Масса воды в стакане составляет 120 г, масса порошка – 500 мг.

Дано:

m(витС) = 500 мг = 0,5 г;

m(воды) =120 г.

Найти: ω(витС).

Решение.

1. Вычислим массу полученного раствора:

m(раствора) = m(витС) + m(воды) = 0,5 + 120 = 120,5 г.

2. Определим массовую долю ω(витС) витамина С в растворе:

ω(витС) = m(витС)/m(раствора) × 100% = 0,5/120,5 × 100% = 0,41%.

Ответ: ω(витС) = 0,41%.

Г. Ролевая игра (в парах)

Один из учащихся называет признаки авитаминоза, а другой определяет по ним заболевание и назначает «больному» лечение. Затем учащиеся в парах меняются ролями.

Д. Кроссворд «Чудесные витамины»

По горизонтали. 1. Интоксикация организма при избыточном употреблении витаминов. 2. При отсутствии в пище этого витамина нарушаются процессы расщепления углеводов, что ведет к болезни бери-бери, или пищевому полиневриту. 3. Пигмент, который в организме человека под влиянием особого фермента превращается в витамин А (ретинол). 4. Болезнь, возникающая при отсутствии в пище аскорбиновой кислоты. 5. Наибольшее количество каротина (в мг) из пищевых продуктов содержит … . 6. Продукт, особо богатый витамином РР (никотиновой кислотой). 7. Ученый, предложивший термин «витамин». 8. Основоположник учения о витаминах советский врач-педиатр Николай Лунин проводил свои опыты именно над этими животными.

В выделенной вертикальной строке должно получиться название низкомолекулярных органических веществ, необходимых для осуществления важнейших биохимических процессов в организме человека.

ОТВЕТЫ

По горизонтали.

1. Гипервитаминоз. 2. Тиамин. 3. Каротин. 4. Цинга. 5. Морковь. 6. Дрожжи. 7. Функ. 8. Мыши.

Учитель (организует этап самооценки и выясняет мнение ребят об уроке). Прошу каждого из вас взять небольшой листочек в клеточку, написать на нем свои имя и фамилию и ответить коротко на следующие вопросы.

1. Понравился ли тебе урок?
2. Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?
3. Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?
4. Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.
5. Поставь оценку: а) себе; б) учителю (будь максимально честным). Обоснуй свое решение.

Спасибо за ваши, надеюсь, искренние ответы. Домашнего задания сегодня не будет. Если вы заинтересованы в сохранении своего здоровья, в повышении сопротивляемости своего организма различным инфекционным заболеваниям, необходимо пересмотреть свой рацион. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.

ЛИТЕРАТУРА

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10-й класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8-й (9-й) класс. – М.: ВАКО, 2005.


* Текст письма взят с сайта www.vitamini.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru