О. В. Петунин
Задания и упражнения по общей биологии
Для 10-х классов естественнонаучного профиля
Продолжение. См. № 2, 3, 4, 5, 7 / 2010
284*. Чем отличается получение энергии в двигателе внутреннего сгорания от получения энергии в митохондрии?
285*. В составе каких соединений (СО2 или Н2О) содержатся атомы кислорода, потребляемые при дыхании?
286*. Опишите судьбу атомов углерода, кислорода и водорода при распаде молекулы пировиноградной кислоты в процессе дыхания.
287*. Амигдалин в свое время усиленно рекомендовали в качестве противоопухолевого средства. Под действием пищеварительных ферментов амигдалин распадается с выделением цианида. Известны случаи, когда больные, принимавшие слишком большие дозы амигдалина, умирали от отравления цианидом. Цианид инактивирует определенные компоненты цепи переноса электронов. Как вы объясните его токсичное действие?
288. Выберите правильные суждения:
1) по особенностям обмена веществ все организмы, живущие на Земле, делятся на гетеротрофов и сапротрофов;
2) все растительные организмы питаются автотрофно;
3) среди бактерий нет автотрофных организмов;
4) грибы относятся к миксотрофным организмам.
289. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Значение фотосинтеза:
а) использование фотосинтеза как альтернативного источника энергии вместо запасов углеводородного сырья;
б) изучение фотосинтеза дает возможность повысить урожайность сельскохозяйственных растений;
в) обеспечение энергией гетеротрофных организмов путем перевода водорода в доступные для них формы;
г) выделение кислорода в атмосферу, что необходимо для всех анаэробных организмов;
д) фотосинтез, протекавший у древних растений, позволяет человечеству использовать энергию ископаемого топлива.
290. Выберите правильные суждения:
1) впервые указал на воду как на одно из веществ, используемых растением для строительства своего тела, Д.Пристли;
2) на основе проведенных опытов Ж.Сенебье сделал вывод о том, что растения способны исправлять воздух;
3) выделение пузырьков кислорода на свету листьями ивы, помещенной в воду, наблюдал в опытах Я.Ингенхауз;
4) для выяснения происхождения кислорода, выделяемого при фотосинтезе, исследователи использовали «тяжелый кислород».
291. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
В реакциях световой фазы фотосинтеза:
а) происходит возбуждение электронов светом;
б) участвуют фотосинтетические пигменты;
в) образуется вода;
г) восстанавливается НАДФ•Н2;
д) расходуется СО2.
292. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Фотосистема I характеризуется следующими признаками:
а) имеется реакционный центр Р700;
б) имеется реакционный центр Р680;
в) первым акцептором электронов является вещество Q;
г) конечным акцептором электронов является НАДФ+;
д) потери реакционным центром электронов восполняются за счет воды.
293. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Фотосистема II характеризуется следующими признаками:
а) имеется реакционный центр Р700;
б) имеется реакционный центр Р680;
в) первым акцептором электронов является вещество ферредоксин;
г) является поставщиком электронов для фотосистемы I;
д) энергия электронов тратится на синтез АТФ.
294. Выберите правильные суждения:
1) электроны переносятся от воды на реакционный центр Р680 через переносчик Z;
2) первым акцептором электронов фотосистемы I является вещество X;
3) первым акцептором электронов фотосистемы II является вещество Q;
4) электроны воды возвращают реакционный центр Р680 в нейтральное состояние.
295. Выберите один правильный ответ.
Кислород, выделяемый в ходе фотосинтеза, образуется за счет:
а) разложения углекислого газа до углерода и кислорода;
б) разложения углекислого газа до электронов, углерода и кислорода;
в) разложения воды до водорода и кислорода;
г) разложения воды до электронов, протонов и кислорода.
296. Восстановите правильный порядок передачи электронов по системе переносчиков от Р680 до Р700:
1) цитохром f;
2) пластохинон (PQ);
3) пластоцианин;
4) вещество Q;
5) цитохром b563.
Спонсор публикации статьи интернет-магазин "Фарм памп". Магазин предлагает Вам приобрести стероиды - метан, туринабол, сустанон, примоболан, болденон, винстрол, мастерон, кленбутерол и другие препараты. Только оригинал от надёжных производителей, доставка по Украине 1 день, консультация и помощь по составлению курса стероидов и питания, гарантия качества товаров и анонимность. Узнать подробную информацию и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: https://farm-pump.com.ua.
297*. Если обработать хлоропласты каким-либо веществом, повышающим проницаемость мембран для ионов, то они перестают синтезировать АТФ. Объясните причину этого явления.
298*. Известно, что при очень большой интенсивности освещения иногда начинается обесцвечивание хлорофилла и процесс фотосинтеза замедляется. Объясните этот факт. Как растения защищаются от интенсивных солнечных лучей?
299. Выберите правильные суждения:
1) исходным (и конечным) продуктом цикла Кальвина является щавелевоуксусная кислота;
2) первым продуктом цикла Кальвина является 3-фосфоглицериновая кислота (3-ФГК);
3) присоединение углекислого газа к рибулозо
1,5-бисфосфату в цикле Кальвина обеспечивает рибулозобисфосфат-карбоксилаза/оксигеназа (РБФ-оксигеназа);
4) конечным продуктом фотосинтеза является трехуглеродное соединение – глицеральдегид-3-фосфат (ФГА).
300. Выберите один правильный ответ.
«Чистый доход» цикла Кальвина представлен:
а) 18 молекулами АТФ;
б) 2 молекулами глицеральдегид-3-фосфата;
в) 6 молекулами рибулозо-1,5-бисфосфата;
г) 12 молекулами НАДФ•Н2.
301. Выберите один правильный ответ.
Фотодыхание характерно для:
а) всех наземных растений;
б) всех растений тропических широт;
в) С3-растений;
г) С4-растений.
302. Выберите один правильный ответ.
Фотодыхание – это:
а) потребление растением кислорода и выделение углекислого газа;
б) потребление растением на свету кислорода и выделение углекислого газа;
в) потребление растением углекислого газа и выделение кислорода;
г) потребление растением на свету углекислого газа и выделение кислорода.
303. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Фотодыхание характеризуют следующие факты:
а) в процессе участвуют три органоида: хлоропласты, пероксисомы и митохондрии;
б) процесс идет с затратой энергии, что ведет к бесполезной ее потере;
в) поглощаемый кислород тратится в пероксисомах на превращение глицина в серин;
г) окисление глицина до серина ведет к бесполезной потере углерода в виде СО2;
д) из гликолата (2 × 2С) извлекается только два атома углерода из каждых четырех.
304. Выберите один правильный ответ.
Хлоропласты обкладки проводящего пучка С4-растений характеризуются:
а) высокой активностью фотосистемы II;
б) отсутствием РБФ-карбоксилазы;
в) отсутствием крахмальных зерен;
г) отсутствием гран.
305. Выберите правильные суждения:
1) С4-путь фотосинтеза в основном характерен для растений умеренных широт;
2) первыми продуктами фотосинтеза у С4-растений служат яблочная, щавелевоуксусная и аспарагиновая кислоты;
3) С3-растения более эффективно поглощают СО2, так как у них отсутствует фотодыхание;
4) для С4-растений характерны два типа хлоропластов.
306. Восстановите правильную последовательность этапов пути Хэтча–Слэка у С4-растений:
1) малатный шунт;
2) повторная фиксация СО2 в клетках обкладки проводящих пучков;
3) регенерация акцептора СО2;
4) фиксация СО2 в клетках мезофилла с мелкими хлоропластами.
307. Выберите правильные суждения:
1) в клетках мезофилла С4-растений СО2 фиксируется на фосфоенолпирувате;
2) ФЕП-карбоксилаза, как и РБФ-карбоксилаза, способна взаимодействовать не только с углекислым газом, но и с кислородом;
3) в хлоропластах обкладки проводящих пучков у С4-растений малат используется для образования пирувата, НАДФ•Н2 и СО2;
4) в клетках обкладки проводящих пучков происходит фиксация СО2 по С4-пути.
308. Выберите один правильный ответ.
Главное преимущество С4-растений перед С3-растениями заключается в том, что они:
а) потребляют меньше энергии;
б) могут произрастать в засушливых районах;
в) эффективнее фиксируют углекислый газ;
г) имеют большую скорость фотосинтеза.
309. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Для САМ-растений характерно:
а) использование С3- и С4-пути;
б) использование СО2, накопленного в темноте;
в) произрастание в условиях влажных тропиков;
г) накопление СО2 в вакуолях клеток мезофилла;
д) закрытое состояние устьиц в течение дня.
310. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Дж.Пристли обнаружил, что мышь не гибнет в закрытом сосуде, если там находится живое растение. В этих условиях для того, чтобы мышь осталась жива, требуется:
а) хлорофилл;
б) солнечный свет;
в) ионы водорода;
г) химическое соединение, разлагающееся с выделением углекислого газа;
д) источник НАДФ•Н2.
311. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Эксперимент Энгельмана с водорослью спирогирой показал, что для фотосинтеза растений:
а) необходим весь спектр солнечного света;
б) эффективны лучи только красной области солнечного спектра;
в) эффективны лучи только синей области солнечного спектра;
г) эффективны лучи и красной, и синей областей солнечного спектра;
д) эффективны лучи только зеленой области солнечного спектра.
312. Укажите, в каком компартменте клетки (из перечисленных справа) локализуются перечисленные слева вещества или протекают процессы:
1) хлорофилл; 2) ферменты,
катализирующие 3) синтез АТФ; 4) Н+-резервуар. |
А. Строма. Б. Фотосинтетические мембраны. В. Внутреннее пространство тилакоидов. |
313*. Какую роль в фотосинтезе и фотодыхании выполняет каждое из перечисленных ниже веществ: рибулозо-1,5-бисфосфат; НАДФ+; О2; СО2; АТФ; глицеральдегид-3-фосфат?
314. Выберите один правильный ответ.
Укажите, какие из перечисленных ниже веществ, образующихся в реакциях, вызываемых светом, необходимы для фиксации углерода:
а) СО2 и Н2О;
б) АТФ и НАДФ•Н2;
в) АТФ и Н2О;
г) О2 и Н2О.
315. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Считается, что при фотосинтезе непосредственным источником энергии для синтеза АТФ служит:
а) НАДФ•Н2;
б) АДФ;
в) Н2О;
г) ионы водорода, находящиеся в окруженном мембраной компартменте;
д) возбужденные электроны хлорофилла.
316*. Укажите, какую роль играют в фотодыхании гликолат, серин, глицерат. Какие органоиды участвуют в процессе фотодыхания?
317*. Между митохондриями и хлоропластами имеется большое сходство: оба органоида окружены двойной мембраной, в обоих есть цепь переноса электронов, синтез АТФ происходит за счет энергии электрохимического потенциала и т.п. Но как тогда объяснить, что в митохондриях протоны выкачиваются через кристы из матрикса наружу, а в хлоропластах они закачиваются в тилакоиды?
318*. Почему виноград снимают в солнечную погоду, а в пасмурную воздерживаются от уборки?
319*. Вода внутри растения – химическая лаборатория, строительный материал, транспортное средство, терморегулятор. Объясните каждое из этих положений.
320*. Назовите возможные местообитания или природные условия, в которых факторами, лимитирующими фотосинтез, могут быть:
а) интенсивность освещения;
б) концентрация кислорода;
в) температура.
321*. Землю освещает одно и то же солнце, и, казалось бы, для оптимального поглощения его лучей у всех растений должен быть один, самый лучший цвет пигментов. Почему же листья растений бывают разных оттенков и даже разных цветов?
322*. Каким образом сведения о фотодыхании помогают объяснить влияние концентрации углекислого газа на скорость фотосинтеза?
323*. Какого рода опыты вы бы поставили для того, чтобы определить, к С3- или С4-типу принадлежит исследуемое растение?
324*. У растений, растущих на почвах, в которых не хватает определенных минеральных веществ, фотосинтез часто замедляется. Укажите вещества, недостаток которых мог бы вызвать такой эффект.
325*. Проследите пути перемещения и метаболическую судьбу атома водорода из молекулы воды от момента, когда вода в виде дождя попадает в почву, и до момента, когда этот атом заканчивает свой путь и обнаруживается в молекуле крахмала в хлоропластах листа.
326*. При фотодыхании образуются аминокислоты. Почему же в таком случае считают, что это неэффективный процесс и что материал в нем расходуется впустую?
327*. Известно, что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажется ли вам, что эти факты противоречат друг другу?
328*. Есть мнение, что автотрофное питание более выгодно, чем гетеротрофное. На чем может быть основано это мнение? Если эта точка зрения является истинной, то почему же все ныне живущие организмы не являются автотрофными?
329. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Влияние света на фотосинтез проявляется в:
а) обесцвечивании хлорофилла при очень большой интенсивности освещения;
б) убыстрении фотосинтеза при увеличении продолжительности освещения листьев;
в) снижении интенсивности при затенении;
г) повышении интенсивности под воздействием лучей зеленой и желтой частей спектра;
д) повышении интенсивности под воздействием лучей синей и красной частей спектра.
330 . Выберите правильные суждения:
1) если повысить концентрацию углекислого газа в воздухе, то можно увеличить скорость фотосинтеза;
2) внося органические и минеральные удобрения в почву, мы усиливаем так называемое почвенное дыхание, что приводит к снижению концентрации СО2 в воздухе;
3) у растений умеренного пояса интенсивность фотосинтеза максимальна при 20–25 °C, затем снижается (при 40 °C почти до 0);
4) увядание растений приводит к потере урожая из-за нехватки воды для процесса фотолиза.
331. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Хлороз – явление пожелтения листьев – может быть вызван следующими факторами:
а) недостатком Fe, Mg, N или K в почве;
б) недостатком света;
в) избытком света;
г) недостатком воды;
д) различными грибковыми, бактериальными и вирусными заболеваниями.
332. Выберите один правильный ответ.
Высокая концентрация кислорода в атмосфере:
а) усиливает фотосинтез у С3-растений;
б) усиливает фотосинтез у С4-растений;
в) ингибирует фотосинтез у С3-растений;
г) ингибирует фотосинтез у С4-растений.
333. Выберите правильные суждения:
1) при высокой интенсивности фотосинтеза растения всегда проявляют высокую продуктивность;
2) применяя полив, удобрения и другие агротехнические мероприятия, можно увеличить интенсивность фотосинтеза;
3) зеленое растение обеспечивает питательными веществами животных и растения, лишенные хлорофилла;
4) зеленые растения кормят, одевают и согревают человека.
334. Укажите номера правильных утверждений для каждой из трех групп организмов:
А. Бактерии.
Б. Синезеленые водоросли (цианобактерии).
В. Высшие и низшие растения.
1) хлоропласты есть;
2) хлоропластов нет;
3) фотосинтетические мембраны в виде выростов плазматической мембраны, они называются хроматофорами;
4) фотосинтетические мембраны расположены по всей толще цитоплазмы;
5) фотосинтетические мембраны расположены в хлоропластах;
6) фотосинтетические мембраны не уложены в стопку;
7) фотосинтетические мембраны уложены в стопку, а у высших образуют граны;
8) фотосистема II есть, поэтому при фотолизе воды выделяется кислород;
9) фотосистемы II нет, поэтому кислород не выделяется;
10) донором водорода служит сероводород, молекулярный водород, органические соединения, но не вода;
11) донором водорода служит вода;
12) главный пигмент – бактериохлорофилл;
13) главный пигмент – хлорофилл, у низших есть фикобилины;
14) главный пигмент – хлорофилл, содержат еще и фикобилины.
335. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Для синезеленых водорослей, способных фотосинтезировать, характерно:
а) наличие хлоропластов;
б) образование гран;
в) наличие хлорофилла и фикобилинов;
г) использование в качестве донора водорода сероводорода;
д) распределение фотосинтетических мембран по всей толще цитоплазмы.
336. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Для фотосинтезирующих растений характерно:
а) наличие двух фотосистем I и II;
б) выделение кислорода при фотолизе воды;
в) наличие в хлоропластах гран;
г) использование в качестве донора электронов углекислого газа.
д) обязательное присутствие в клетках хлорофилла и фикобилинов.
337. Выберите правильные суждения:
1) эволюционно более древней является фотосистема I;
2) фотосистема I способна отбирать протоны и электроны у сероводорода;
3) впервые фотосистема II появилась у синезеленых водорослей;
4) у пурпурных несерных бактерий источником водорода служит вода.
338. Выберите один правильный ответ.
К хемосинтезирующим организмам относятся:
а) автотрофные бактерии, использующие в качестве источника энергии для синтеза органических веществ энергию солнца;
б) автотрофные бактерии, использующие в качестве источника энергии для синтеза органических веществ энергию реакций окисления различных неорганических соединений;
в) сапротрофные бактерии, использующие в качестве источника энергии мертвые органические вещества;
г) бактерии-паразиты, использующие в качестве источника энергии вещества тела хозяина, подвергаемые химическому окислению.
339. Выберите правильные суждения:
1) нитрифицирующие бактерии добывают энергию путем окисления аммиака до азотистой кислоты;
2) нитробактер осуществляет окисление аммиака до азотистой кислоты;
3) у хемосинтезирующих бактерий фиксация СО2 осуществляется в цикле Кальвина;
4) залежи железных и марганцевых руд являются результатом жизнедеятельности железобактерий в древние геологические эры.
340. Выберите правильные суждения:
1) белки являются основой видовой специфичности организмов;
2) белки, даже выполняющие одинаковые функции, всегда имеют различное строение у организмов разных видов;
3) белки не могут служить генетическим материалом, так как они не обладают способностью к репликации;
4) носителями генетической информации в клетке выступают ДНК и РНК.
341. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.
Доказательствами того, что ДНК в клетке является носителем генетической информации, являются:
а) различное количество ДНК у неродственных и одинаковое количество ДНК у родственных видов;
б) различное количество ДНК во всех соматических клетках организмов данного вида;
в) способность ДНК к самоудвоению в ходе транскрипции;
г) вдвое меньшее количество ДНК в половых клетках по сравнению с соматическими клетками организмов данного вида;
д) большие размеры и большая информационная емкость молекул ДНК по сравнению с молекулами белков.
Фото с сайта http://hitech.werd.ru