Копилка опыта

Л. Н. Анищенко ;
Л. И. Булавинцева

Работа с терминами на уроках биологии

Методические рекомендации для учителей

Окончание. См. № 17, 18, 20, 21/2008

Тема: «Генетика. Наследственность, изменчивость»

Задание 31

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной вами темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение терминов, сконструированных вами.

Gamete (греч.) – жена.
Gametes (греч.) – муж.
Genesis (греч.) – род, происхождение.
On (греч.) – сущее.
Haploos (греч.) – одиночный, простой.
Ploos (греч.) – кратный.
Dominantis (лат.) – господствующий.
Recessus (лат.) – отступление, удаление.
Allelon (греч.) – взаимно, друг друга.
Copia (лат.) – множество.
Karion (греч.) – орех.
Chroma (греч.) – цвет.
Soma (греч.) – тело.
Polys (греч.) – многочисленный.
Heteros (греч.) – разный.
Homoios (греч.) – одинаковый, простой.
Zygon (греч.) – пара.
Zygotos (греч.) – соединенный вместе.
Phaino (греч.) – сам.
Autos (греч.) – сам.
Hibrida (лат.) – помесь.
Genom (нем.) – совокупность генов.
Crossing (англ.) – пересечение, скрещивание.
Thypos (греч.) – отпечаток.
Re (лат.) – возобновление.
Combinatio (лат.) – соединение.
Nucleus (лат.) – ядро.
Mutatio (лат.) – изменение.
Suppress (англ.) – подавлять.
Di (греч.) – дважды.
Analisis (греч.) – разложение.
Monos (греч.) – один.
*Pleion (греч.) – более многочисленный.
*Tropos (греч.) – поворот.
*Polymereia (греч.) – многосложный.
*Epistasis (греч.) – остановка.
*Penetrans (лат.) – проникновение.
*Locus (лат.) – место.
*Deletio (лат.) – уничтожение.
*Duplicatio (лат.) – удвоение.
Inversio (лат.) – переворачивание.
*Trans (лат.) – через.
*Locatio (лат.) – размещение.
*Complementum (лат.) – дополнение.

Задание 32

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 31.

Б. Раскройте понятийное содержание следующих терминов: генетика, ген, хромосома, гаметы, генотип, фенотип, гибрид, гибридологический метод, доминантный признак, рецессивный признак, аллель, аллельные гены, гетерозигота, гомозигота, гаплоид, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, конъюгация хромосом, кроссинговер, рекомбинация признаков, анализирующее скрещивание, зигота, аутосомы, моногибридное скрещивание, геном, кариотип, кроссоверные хромосомы, генотипическая изменчивость, мутационная изменчивость, гомологичные гены, гомологичные хромосомы.
Запишите объяснения терминов в тетрадь, выделите орфограммы в терминах, работая с учебником.

В. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Наследование признаков, при котором за формирование одного признака отвечают два или более неаллельных гена, – ... .
2. Тип полигенного наследования, при котором неаллельные гены взаимно дополняют друг друга, – ... .
3. Способ полигенного наследования, при котором действие одного гена подавляется действием другого, – ... .
4. Тип полигенного наследования, при котором на выраженность признаков влияет несколько неаллельных генов со сходным действием, – ... .
5. Явление, при котором один ген оказывает влияние на комплекс признаков, – ... .
6. Способность генов проявляться в фенотипе – ... .
7. Гены, подавляющие действие других генов, – ... .
8. Подавление фенотипического проявления одной мутации при возникновении другой мутации за счет генетического взаимодействия – ... .
9. Мутации, возникающие вследствие изменения последовательности нуклеотидов, входящих в состав гена, – ... .
10. Изменение гена от дикого состояния к новому состоянию – ... .
11. Наименьший участок хромосомы (соответствует одной паре нуклеотидов), изменение которого может привести к возникновению мутаций, – ... .
12. Область генетики, которая изучает влияние генотипа на формирование фенотипа, – ... .

Г. Сконструируйте термины вопроса «Хромосомные мутации», используя терминоэлементы задания 28 и рисунки. Запишите основное содержание понятий в тетрадь.

a   d   с  u   s   m    ––>    a   d   с   s   m       рис. 1

a   b   c   d   e   f    ––>    a   b   c   d   d   e   f       рис. 2

f   с   a   h   n   m    ––>    f   а   с   h   n   m       рис. 3

Раздел «Общая экология»

Тема: «Толерантность организмов»

Задание 33

Ключевой терминоэлемент – Стенос (греч.) – узкий. Сконструируйте термины, опираясь на основное содержание понятий. Например, стенобионт – ор-ганизм, обитающий в строго определенных условиях среды.

1. Организм, живущий при определенной солености воды, – ...
2. Организм, питающийся немногими видами пищи, – ...
3. Организм, населяющий глубины с определенным давлением, – ...
4. Организм, обитающий в строго определенных температурных условиях среды, – ...
5. Организм, населяющий определенные места обитания, – ...

Задание 34

Ключевой терминоэлемент – ЭУРУС (греч.) – широкий. Расшифруйте смысловое значение терминов. Например, эврибионт – организм, обитающий в широком диапазоне условий среды.

Эвригалл – ... .
Эврифаг – ... .
Эвритоп – ... .
Эврибар – ... .
Эвритерм – ... .

Тема: «Экологические группы организмов»

Задание 35

Ключевой терминоэлемент – ФИЛИА (греч.) – любовь. Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на перечень терминоэлементов, приведенных ниже.

Гигрофил – ... .
Галофил – ... .
Гидрофил – ... .
Криофил – ... .
Реофил – ... .

Термофил – ... .
Хионофил – ... .
Псаммофил – ... .
Гелиофил – ... .
Энтомофил – ... .

Значения терминоэлементов: hals – соль, hydros – вода, hygros – влага, krios – холод, reos – течение, therme – температура, chion – снег, psammos – песок, entoma – насекомые, helios – солнце.

Задание 36

Ключевой терминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Раскройте смысловое содержание терминов, опираясь на список терминоэлементов, приведенных ниже.

Хионофит – ... .
Гигрофит – ... .
Ксерофит – ... .
Мезофит – ... .
Гидрофит – ... .
Псаммофит – ... .
Фреатофит – ... .
Психрофит – ... .

Сциофит – ... .
Аэрофит – ... .
Гелофит – ... .
Гелиофит – ... .
Эпифит – ... .
Галоксерофит – ... .
Троглофит – ... .
Омброфит – ... .

Значения терминоэлементов: hygros – влага, hygros – вода, psammos – песок, epi – над (сверх), helios – солнце, helos – болото, xeros – сухой, aero – воздух, scios – тень, chion – снег, mesos – средний, hals – соль, trogle – пещера, phreatos – колодец, psichron – холод, ombros – дождь.

Тема: «Жизненные формы организмов»

Задание 37

Ключевой терминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Ознакомьтесь со смысловым значением терминов жизненных форм растений (по К.Раункиеру). Затем укажите значения терминоэлементов, использованных при конструировании термина.

1. Криптофиты – жизненная форма (ЖФ) растений, у которых почки возобновления расположены скрыто (в почве или в воде).
2. Гемикриптофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления расположены на незначительной высоте над поверхностью земли.
3. Терофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления живут один летний сезон (однолетние растения).
4. Фанерофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления находятся высоко над землей (на высоте трех и более метров); деревья.
5. Хамефиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления находятся невысоко над поверхностью почвы.
6. Укажите значения терминоэлементов.

Theros – ... .
Нету – ... .
Chame – ... .

Тема: «Типы биотических взаимоотношений»

Задание 38

Ключевой терминоэлемент – ХОРЕО (греч.) – идти, двигать, распространяться.

Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на приведенные ниже значения терминоэлементов.

Эпизоохория – ... .
Мирмекохория – ... .
Автохория – ... .
Зоохория – ... .
Анемохория – ... .

Гидрохория – ... .
Антропохория – ... .
Орнитохория – ... .
Барохория – ... .

Значения терминоэлементов: epi – над, сверху, autos – сам, antropos – человек, hydros – вода, baros – тяжесть, ornithos – птица, zoon – животное, anemos – ветер.

Тема: «Биогеоценозы и экосистемы»

Задание 39

Ключевой терминоэлемент – ЦЕНОЗ (греч.) – сообщество.

Ознакомьтесь со смысловым содержанием терминов. Расшифруйте значения терминоэлементов, использованных при конструировании соответствующих терминов.

1. Протоценоз – первичное сообщество организмов (пионерное сообщество).
2. Танатоценоз – скопление мертвых (водных) организмов.
3. Зооценоз – совокупность популяций животных.
4. Фитоценоз – совокупность популяций растений.
5. Микробоценоз – совокупность популяций микроорганизмов.
6. Альгоценоз – сообщество водорослей.
7. Бриоценоз – сообщество моховидных.
8. Микоценоз – сообщество грибов.
9. Амфиценоз – сообщество растений или животных, характеризующееся наличием видов из соседнего сообщества.

Укажите значения терминоэлементов:

Protos – ... .
Tanatos – ... .
Phyton – ... .
Mycos – ... .
Alga – ... .

Zoon – ... .
Bryos – ... .
Micros – ... .
Amphy – ... .

Тема: «Трофическая структура сообществ»

Задание 40

Ключевой терминоэлемент – ФАГОС (греч.) – пожиратель.

Раскройте смысловое содержание терминов, используя значения приведенных ниже терминоэлементов.

Некрофаг – ... .
Копрофаг – ... .
Детритофаг – ... .
Энтомофаг – ... .
Зоофаг – ... .
Монофаг – ... .
Олигофаг – ... .

Бентофаг – ... .
Карпофаг – ... .
Сапрофаг – ... .
Ихтиофаг – ... .
Фитофаг – ... .
Полифаг – ... .
Гиперфагия – ... .

Значения терминоэлементов: necros – мертвый, kopros – навоз, detritus – истертый, entoma – насекомые, zoon – животное, sapros – гнилой, phyton – растение, ichthys – рыба, karpos – плод, poly – много, benthos – дно, hyper – сверх, monos – один, oligos – незначительный.

Приложение

Краткий словарь терминов и терминоэлементов

Абсорбцио (лат.) – поглощение.
Аутос, автос (греч.) – сам.
Агрос (греч.) – поле.
Адапто (лат.) – приспособляю.
Анаболе (греч.) – подъем.
Анемос (греч.) – ветер.
Ацидус (лат.) – кислый.
Аэро (греч.) – воздух.
Бентос (греч.) – глубина.
Бион (греч.) – живущий. (греч.) – расти.
Гальс (греч.) – соль.
Геми (греч.) – полу.
Гео (греч.) – земля.
Гетерос (греч.) – разный.
Гигрос (греч.) – влажный.
Гидор (греч.) – вода.
Гомойос (греч.) – одинаковый.
Деградацио (лат.) – ухудшение.
Демос (греч.) – народ.
Дерма (греч.) – кожа.
Ди (греч.) – два.
Доминанс (лат.) – господствующий.
Зигон (греч.) – пара, чета.
Зиготос (греч.) – соединение.
Каннибал (франц.) – людоед.
Канцерос (лат.) – рак.
Карион (греч.) – орех, ядро ореха.
Карпос (греч.) – плод.
Койнос (греч.) – общий.
Ком (греч.) – совместный.
Конкурро (лат.) – сбегаюсь, сталкиваюсь.
Копрос (греч.) – навоз.
Криптос (греч.) – скрытый.
Ксенос (греч.) – чужой.
Кумуляцио (лат.) – накопление.
Мезо (греч.) – средний.
Мейон (греч.) – уменьшение.
Менса (лат.) – стол.
Мимикрио (лат.) – подражаю.
Митос (греч.) – нить.
Модулюс (лат.) – образец.
Монос (греч.) – единственный.
Мутуус (лат.) – взаимный.
Некрос (греч.) – мертвый.
Нектос (греч.) – плавающий.
Ноос (греч.) – разум.
Оптимум (лат.) – наилучшее.
Органон (греч.) – инструмент.
Паразитос (лат.) – нахлебник.
Пери (греч.) – около.
Планктос (греч.) – парящий.
Популюс (лат.) – народ, население.
Продуцентис (лат.) – производящий.
Псаммос (греч.) – песок.
Ре (лат.) – повторно.
Реликтум (лат.) – остаток.
Репеллент (лат.) – отталкивающий.
Рудус (лат.) – щебень, мусор.
Санатио (лат.) – лечение.
Сапрос (греч.) – гнилой.
Симбиос (греч.) – совместная жизнь.
Склерос (греч.) – жесткий.
Скрининг (англ.) – сортировка, отбор.
Сома (греч.) – тело.
Спора (греч.) – семя.
Стенос (греч.) – узкий.
Стресс (лат.) – напряжение.
Сукцессио (лат.) – последовательность.
Сциос (греч.) – тень.
Тератос (греч.) – урод.
Терос (греч.) – лето.
Топос (греч.) – место.
Трофе (греч.) – пища.
Урбс (лат.) – город.
Филлон (греч.) – лист.
Фитон (греч.) – растение.
Хлорос (греч.) – зеленый.
Хорео (греч.) – двигаться.
Хрома (греч.) – цвет.
Цитос (греч.) – клетка.
Эктос (греч.) – снаружи.
Эмбрион (греч.) – зародыш.
Энтос (греч.) – внутри.
Эпи (греч.) – сверху.

Список литературы

1. Биология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 864 с.

2. Биология: Человек: Учеб. для 9-х кл. общеобразоват. учебн. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина – М.: Дрофа, 1997. – 240 с.

3. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях. – М.: Высш. шк., 1988. – 128 с.

4. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справочное издание. – М.: Высш. шк., 1990. – 272 с.

5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Учебн. пособ. для 9–10-х кл. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

6. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.

7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. – М.: Мир, 1990.

8. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. школ – М.: Вентана-Граф, 2002. – 224 с.

9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учеб. для 10–11-х кл. общеобразоват. учебн. заведений. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 624 с.

10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с.

11. Общая биология: Учеб. для 10–11-х кл. средн. школ / Под ред. Д.К. Беляева – М.: Просвещение, 1993. – 271 с.

12. Общая биология: Учеб. для 10–11-х кл. школ с углубл. изуч. биологии / Под ред. А.О. Рувинского – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. – 978 с.

14. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В. Биология: Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.

15. Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н., Теремов Л.В. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии. – М.: Рауб-Цитадель, 1997. – 222 с.

16. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1988. – 320 с.

17. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.–637 с.

18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. – М.: Наука, 1982. – 145 с.

19. Русско-английский и англо-русский словарь / Под ред. У.Т. Маклеода – М.: Наука, 1990. – 768 с.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru