Я иду на урок

В. Г. Смелова

Какой урод! И так не похож на других!

Интегрированное учебное занятие о биосинтезе соединительной ткани и его нарушениях на примере синдрома Марфана

Продолжение. См. № 2 /2010

3.3. Корней Иванович Чуковский

Учитель. Настоящие имя и фамилия русского писателя, переводчика и литературоведа Николай Васильевич Корнейчуков, но нам он известен как Корней Иванович Чуковский. Он родился 19 (31) марта 1882 г. в Санкт-Петербурге, но день его рождения в семье было принято отмечать 1 апреля.

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал», – отмечает К.И. Чуковский. На самом деле Чуковский – первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер.

Приступив по совету В.Г. Короленко к изучению наследия Н.А. Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта. Его стараниями вышло в свет первое при советской власти собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 г., переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Итогом этой исследовательской работы стала книга «Мастерство Некрасова» (1952), получившая Ленинскую премию в 1962 г. Попутно Чуковский изучал поэзию Т.Г. Шевченко, литературу 1860-х гг., биографию и творчество А.П. Чехова.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Изучение психики детей и того, как они овладевают речью, стало его настоящим увлечением. Выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр и Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких». Уже в этих сказках Чуковский успешно использовал знание детского восприятия мира и родной речи. Он записал свои наблюдения над детьми, их словесным творчеством в книге «Маленькие дети» (1928), получившей затем название «От двух до пяти» (1933).

Начиная с 1930-х гг. Чуковский много занимается переводами и пишет мемуары, над которыми работает затем до конца жизни. Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена (которому он посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р.Киплинга, О.Уайльда. Переводил М.Твена, Г.Честертона, О.Генри, А.К. Дойля, В.Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э.Распе, Дж.Гринвуда.

По мнению Д.С. Данина и В.П. Эфроимсона, у писателя был синдром Марфана.

А. Выступление группы «К.И. Чуковский. Внешность». (Предварительная подготовка группы по информационному листу – Приложение 6.)

Все современники писателя отмечают длиннорукость, длинноногость, большеносость и общую нескладность фигуры К.И. Чуковского – он мог послужить прообразом милиционера дяди Степы в одноименном стихотворении С.В. Михалкова.

Б. Выступление группы «К.И. Чуковский. Характер». (Предварительная подготовка группы по информационному листу – Приложение 7.)

Обсуждение результата заполнения таблицы «Характер и личностные особенности К.И. Чуковского».

Положительные

Нейтральные

Отрицательные

Необычайная, фантастическая работоспособность, неуемная любознательность, восторженно-шумное жизнелюбие; умел каждому быть полезным; бесстрашен; сплетение эксцентричности с насмешливостью и удивительным здравым смыслом; аккуратен: порядок в работе, четкость его расписания; щедр; чувство юмора

Полное отсутствие интереса к житейским благам; был непоседой; ненавидел дилетантство, полузнайство; не выносил пустой болтовни; приятельствовал со многими; хвалил – безудержно, ругал – не щадя; увлекался страстно и горячо, охладевал – полностью. Никогда не считал денег: или деньги есть, или нет... Но при этом бережно отрывал чистый кусочек бумаги от полученного письма, заботливо гасил забытый кем-нибудь свет; всякий деспотизм был ему ненавистен

Резок в литературных оценках; шум во время работы приводил его в бешенство; не имел ни одного настоящего друга; жадно набрасывался на каждого нового человека, проводил с ним много времени, пока не раскусывал до конца и часто потом безжалостно отбрасывал от себя; в семье вообще не признавалось родственных нежностей; не праздновались дни рождения детей, кроме дня рождения младшей дочери и самого писателя

На высокую работоспособность К.И. Чуковского несомненно оказало влияние повышенное содержание адреналина в крови, что характерно для синдрома Марфана.

Как и Х.К. Андерсен, К.И. Чуковский отличался высокой работоспособностью и требовательностью к себе и своему литературному творчеству. И тот и другой писатели по многу раз переписывали свои произведения, доводя их до совершенства.

Выводы

Выводы заранее раздаются учащимся и содержат пропущенные слова. Учащиеся самостоятельно (либо работая в паре, группе) дополняют текст, затем обсуждают выводы с учителем.

1. Синдромом Марфана, или ... , обозначают сочетания врожденных дефектов соединительной ткани – арахнодактилии, гигантизма, ... ... , мезодермальной дисплазии и другие. Синдром назван в честь французского педиатра А.Б. ... и французского терапевта Э.Ш. ... .

2. Синдром Марфана относят к наследственным болезням соединительной ткани (... тип наследования с полной пенетрантностью), когда нарушается синтез ... и эластина из-за повреждения гена FBN1 ... пары хромосом, который отвечает за продукцию ... – белка, являющегося важным компонентом соединительной ткани, обеспечивающим ее эластичность. Фибриллина много в стенке аорты, связочных аппаратах различных органов. При синдроме Марфана чаще всего поражается восходящая часть аорты.

3. В разных научных источниках приведена разная частота встречаемости синдрома: от 1 случая на ... до 1 случая на ... человек.

4. Характерным является внешний вид больных: ... конечности с удлиненными пальцами, «птичье» лицо (... нос и маловыраженный подбородок), кифосколиоз, переразгибание в суставах, патология ... аппарата, чрезмерная растяжимость кожи. Могут отмечаться различные нарушения ... (подвывих хрусталика, миопия и сходящееся косоглазие). Нарушения ... системы включают поражение клапанного аппарата сердца и аневризму аорты.

5. Для этого синдрома, в частности, характерен избыточный выброс ..., который приводит к постоянному нервному возбуждению и ... . Она-то часто и выливается в неординарные способности. Поэтому нередко эту болезнь называют ..., которая может проявляться как ярко, так и скрыто.

6. На сегодняшний день установлено ... типа синдрома Марфана. Генетическая природа первого типа была установлена в начале 1990-х гг. Для нее характерны ярко выраженные проявления. В 2008 г. ... ученые установили источник второй разновидности синдрома с симптомами, которые внешне проявляются слабо. В этом случае болезнь развивается из-за аномалии гена (TGFBR-2), расположенного в ... хромосоме. Второй случай более опасен, т.к. его сложно диагностировать.

Слова подсказки: японские, адреналина, «синдромом гениев», гиперхондроплазии, аутосомно-доминантный, коллагена, фибриллина, длинные и тонкие, большой, зрения, опорно-двигательного, сердечно-сосудистой, Марфана, Марфана–Ашара, Ашара, гиперактивности, долихостеномегалии, два, третьей,15, 5000, 50 000.

Заключение

Сегодня мы рассмотрели синдром Марфана с позиций замечательного российского генетика В.П. Эфроимсона. Изучив биографии трех выдающихся людей – итальянского музыканта и композитора Никколо Паганини, датского писателя Ханса Кристиана Андерсена и русского писателя Корнея Чуковского, – мы убедились, что этим людям можно поставить диагноз синдром Марфана.

Но только ли биологией определяется гениальность этих людей? Труд, труд и труд – изнуряющий, мучительный, благодатный и плодотворный – вот что всю жизнь определяло их творческую судьбу. И.В. Гете утверждал, что гений – «это 1% таланта и 99% пота». Хотя современные исследования показывают, что гениальность не более чем на 30% зависит от воспитания и личных трудов, а на 70% от врожденных качеств, для того чтобы стать гением, нужно реализовать биологические предпосылки гениальности, прилагая максимум своих личных усилий. И тогда, как в сказке Х.К. Андерсена, можно в один прекрасный момент из гадкого утенка превратиться в прекрасного лебедя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов А.К. Повесть о братьях Тургеневых; Осуждение Паганини. – Минск.: Маст. лит., 1983. – 688 с.
2. Воспоминания о Корнее Чуковском. – М., 1977.
3. Горзев Б. Генетика Гадкого Утенка // Химия и жизнь, 1995. № 10. С. 8–17.
4. Дарвин Дж. Прокоп. Наследственные болезни соединительной ткани. – http://www.rusmedserver.ru.
5. Зильбер А.П. Этюды критической медицины. В. 2-х т. Т. 1. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1995. С. 218-224.
6. Сагден Дж. Паганини. Из серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов». – Челябинск: Урал-LTD, 1999.
7. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности. – http://vivovoco.ibmh.msk.su
8. http://a.ns.mignews.com
9. http://www.genoterra.ru/news/view/7/667
10. itar-tass.com

Приложения

Приложение 1

Группа «Биосинтез соединительной ткани». Информационный лист

Текст

Синтез фибрилл соединительных тканей происходит в результате самосборки из молекулярных субъединиц с точными размерами, формой и поверхностными свойствами. Молекула коллагена представляет собой длинный, тонкий стержень, образованный тройной спиралью, состоящей из трех α-спиральных цепей. Каждая цепь состоит из прос-тых повторяющихся аминокислотных последовательностей, в которых каждый третий остаток представлен глицином (Гли). Поскольку каждая цепь содержит около 1 тыс. аминокислотных остатков, ее аминокислотную последовательность можно обозначить как (–Гли–A–B–)333, где A и B – любые аминокислоты, кроме глицина.

Тот факт, что каждый третий остаток – глицин (самая малая аминокислота), весьма важен, т.к. он, как шарнир, обеспечивает гибкость полипептидной цепи, необходимую для образования α-спирали.

Две α-цепи в коллагене I типа одинаковы и называются α1. Третья же имеет несколько другую аминокислотную последовательность и называется α2. Некоторые типы коллагена состоят из трех одинаковых α-цепей. Те участки α-цепей, в которых на месте A находится пролин или на месте B – гидроксипролин, придают жесткость всей молекуле коллагена и удерживают ее в форме тройной спирали.

Гидрофобные и заряженные аминокислоты в положениях A и B имеют вид кластеров на поверхности молекулы и определяют способ, которым одна молекула коллагена спонтанно связывается с другими, образуя цилиндрические фигуры, характерные для каждой коллагеновой фибриллы.

Если структура и функция молекулы коллагена достаточно просты, то ее синтез весьма сложен. Белок синтезируется в виде предшественника, называемого проколлагеном, масса которого примерно в 1,5 раза больше массы молекулы коллагена. Эта разница обусловлена присутствием в проколлагене дополнительных аминокислотных последовательностей как на N-, так и на С-конце. Для образования нитей коллагена необходимо действие специфической N-протеиназы, отщепляющей N-концевые пропептиды, и специфической С-протеиназы, отщепляющей С-концевые пропептиды.

По мере сборки про-α-цепей коллагена на рибосомах эти цепи проникают в цистерны шероховатой эндоплазматической сети. Гидрофобные «сигнальные пептиды» на N-концах отщепляются, и начинается ряд дополнительных посттрансляционных реакций. Остатки пролина в позиции B под действием специфического фермента гидроксилазы, требующего для своей работы аскорбиновой кислоты (витамин С), превращаются в оксипролин. Другая гидроксилаза в присутствии аскорбиновой кислоты точно так же гидроксилирует остатки лизина в позиции B, который превращается в гидроксилизин.

Многие гидроксилизиновые остатки подвергаются дальнейшей модификации, связываясь с сахарами –  галактозой или галактозой и глюкозой. К С-концевым пропептидам каждой цепи присоединяется крупный, богатый маннозой олигосахарид. С-концевые пропептиды сближаются, и между ними образуются дисульфидные связи. Когда в каждой про-α-цепи окажется примерно 100 гидроксипролиновых остатков, белок спонтанно сворачивается, приобретая конформацию тройной спирали. Свернувшись, белок под действием N- и С-протеиназ превращается в коллаген.

Внутриклеточные этапы сборки молекулы проколлагена (рис. а): гидроксилирование и гликозилирование про-α-цепей начинается вскоре после того, как их N-концы проникнут в цистерны шероховатой эндоплазматической сети, и продолжается после сближения С-концов пропептидов (полипептидов-предшественников) трех цепей и образования между ними дисульфидных (–S–S–) связей.

Расщепление проколлагена с образованием коллагена, самосборка коллагеновых молекул в свободно прилегающие друг к другу нити и перекрестное связывание их в фибриллы (рис. б): отщепление пропептидов может происходить в криптах фибробласта или в некотором отдалении от клетки.

Фибриллы, образованные путем самосборки коллагеновой молекулы, обладают высоким пределом прочности при растяжении, и эта прочность еще более увеличивается за счет перекрестных ковалентных связей между α-цепями соседних молекул.

Коллагеновые фибриллы и волокна во всех тканях, кроме костной, стабильны на протяжении почти всей жизни и распадаются только при голодании или истощении тканей. Однако фибробласты, синовиальные и некоторые другие клетки способны продуцировать коллагеназы, расщепляющие коллагеновую молекулу в точке, отстоящей от N-конца примерно на 3/4 длины молекулы, и тем самым запускают дальнейшее разрушение коллагеновых фибрилл и волокон другими протеиназами. В костях же непрерывно происходят разрушение и ресинтез коллагеновых фибрилл, что служит необходимым условием перестройки кости.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "anekdot.ws". На сайте Вы найдёте анекдоты на разные темы - про школу, про студентов, про блондинок, про новых русских, про армянское радио и многие другие. Чтобы читать анекдоты перейдите на сайт, который располагается по адресу: http://www.anekdot.ws/.

Задания

1. Внимательно прочтите предложенный текст и рассмотрите рисунок.

2. Повторите учебный материал по теме «Белки. Структура». Вспомните, чем α-спираль отличается от β-складчатой структуры. Вспомните 4 структуры белка и связи, которые их удерживают.

3. Повторите учебный материал по теме «Белки. Ферменты». Выделите в тексте (например, красным маркером) названия всех ферментов, определите их субстраты. Для удобства составьте сравнительную таблицу:

Название фермента

Субстрат

N-протеиназа

 

С-протеиназа

 

Гидроксилаза

 

Лизиноксидаза

 

Коллагеназа

 

Протеиназа

 

4. Повторите учебный материал по теме «Углеводы». Выделите в тексте (например, зеленым маркером) названия всех углеводов. Что представляет собой реакция гликозилирования?

5. Повторите учебный материал «Биосинтез белка» по учебнику «Общая биология».

6. Еще раз перечитайте текст. Ответьте на вопросы:

– Чем коллаген отличается от проколлагена?
– Какова роль N-протеиназ и С-протеиназ в синтезе коллагена?
– Какова роль аскорбиновой кислоты в синтезе коллагена? Почему при цинге долго не заживают раны?
– Для чего необходимо присутствие галактозы, глюкозы, маннозы?
– Почему молекула коллагена обладает такой прочностью?

7. Подготовьтесь к выступлению перед классом.

Приложение 2

Группа «Никколо Паганини. Внешность». Информационный лист

Текст 1

Паганини в детстве

«В гурьбе оборванных ребятишек... можно было заметить маленькую обезьянку с выдающейся челюстью, широким лбом, курчавыми черными волосами и очень длинным носом. На этом уродливом лице странно выделялись огромные агатовые глаза. Необычайно красивые глаза поражали своим несоответствием всему облику длиннорукого, кривоногого ребенка с громадными ступнями, с длинными пальцами на длинных кистях. Когда эти глаза загорались любопытством, лицо выравнивалось и внезапно теряло свою уродливость».

«Робкой походкой, с таким видом, будто у него на ногах деревянные башмаки, вышел хилый мальчик с впалой грудью, угловатыми плечами и руками, достававшими почти до вывороченных наружу коленных чашечек».

Паганини в зрелости

«На эстраде появился худой человек в мундире с золотыми пчелами на обшлагах и воротнике, с огромной шапкой черных волос и костлявыми, длинными руками, узловатыми в суставах, словно сучья деревьев».

«Пока Паганини ждет ее в экипаже... она переодевается, изредка поглядывая сквозь занавески на его сгорбленную птичью фигуру, на голову в большой шляпе, вращающуюся, словно голова хищной птицы».

«...Несомненно, первые звуки скрипки господина Лафона прогонят, как ночного нетопыря, этого лемура со скрипкой, заразившего все наши города очарованием безумия».

«Ваше превосходительство, – ответил гоффурьер, – там сидит черный человек с огромной шапкой волос и лицом Вольтера. Я никогда не видел такого интересного уродства. Если вам не понадобится этот посетитель, пошлите его в зоологический сад Шёнбрунна. Герцог Рейхштадтский скучает, – быть может, на его губах появится улыбка при виде этого урода».

«Кривой, изогнутый, похожий на гипсовую обезьянку, вырытую из развалин Помпеи».

«И в это время мимо дворца архиепископа прогремела карета, из которой с удивлением выглянуло демоническое лицо, обрамленное кольцами черных волос. Землистые щеки, синеватые веки, лицо, на котором отпечатались цвета серы и медного купороса. Синие веки поднялись, как крылья ночной птицы, к черным бровям, и огромные глаза загорелись злорадством. Демон въехал в Париж. Этим демоном был Никколо Паганини».

(Из книги А.Виноградова «Осуждение Паганини».)

Текст 2

Паганини в воспоминаниях современников

«Одежда висит на нем мешком, а кланяется он таким причудливым образом, что создается впечатление, будто верхняя половина его тела вот-вот отделится от нижней, и обе повалятся бесформенной грудой костей...» (Шоттки).

«При его умеренном росте у него весьма скверная осанка. Он также очень худ, бледен и смугл... У него непропорционально большая голова и крючковатый нос. Его черные длинные волосы никогда не быва-
ют уложены. Левое плечо у него выше правого, что, вероятно, является следствием постоянных упражнений на инструменте...» (Де Гетальди).

«Истощенная фигура в старомодном фраке и длинных черных панталонах, достающих ему до каблуков и висящих на нем мешком, как на скелете...» (Лобе).

«Неуклюжие поклоны его мефистофельской фигуры, напоминающей долговязую черную куклу, произвели отчасти комический эффект» (Гарлиш).

(Из книги Дж.Сагдена «Паганини».)

Текст 3

«Паганини бледен и худ, среднего роста. Хотя ему всего 47 лет, из-за сильной худобы и отсутствия зубов, отчего рот его провалился, а подбородок резко выдвинулся вперед, он выглядит гораздо старше. Крупная голова на длинной и тонкой шее кажется непропорционально большой по сравнению с тонким туловищем».

«...Высокий лоб – широкий и квадратный, орлиный нос, изогнутые в ехидной, почти как у Вольтера, усмешке губы, большие торчащие уши, длинные взлохмаченные волосы, контрастирующие своей чернотой с бледностью лица».

«...Левое плечо на шесть дюймов выше правого, так что, когда он стоит с опущенными руками, одна рука кажется немного длиннее другой. Необычайно, надо сказать, растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястье с кистью и фаланги друг с другом. Кисть его не больше нормальной величины, но он может удвоить ее длину растяжением всех ее частей. Так, например, он сообщает фалангам пальцев левой руки, которые касаются струн, движение необычайно гибкое, отчего пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это изумительно легко, точно и быстро».

«...Музыкальная тонкость слуха Паганини превосходит все, что можно вообразить себе. Среди многочисленного оркестра, во время оглушительного звучания труб и барабанов, ему стоит только коснуться слегка струн, чтобы настроить свою скрипку, и при тех же обстоятельствах он слышит самые незначительные неточности настройки струн инструмента на невероятно далеком расстоянии... . Ушные раковины поразительно приспособлены для улавливания звуковых волн, слуховой канал широкий и глубокий, выступающая часть резко выделяется; все контуры ушей четко обрисованы. Невозможно найти ухо более крупное, лучших пропорций во всех частях и более энергично очерченное».

(Из книги Франческо Беннати «Физиологический очерк», 1831 г.)

Задания

1.  Посмотрите фильм режиссера Л.Менакера «Никколо Паганини».
2. Внимательно прочитайте предложенные тексты.
3. Внесите описание внешности в таблицу.
4. Соотнесите прочитанное с описанием синдрома Марфана. Сделайте вывод о наличии (отсутствии) синдрома Марфана у Н.Паганини.

Характеристики внешности

Информация из
источников

Характеристики внешности

Информация из
источников

Телосложение

 

Голова

 

Туловище

 

Шея

 

Фигура

 

Лоб

 

Рост

 

Нос

 

Осанка

 

Подбородок

 

Грудная клетка

 

Глаза

 

Руки

 

Челюсти

 

Плечи

 

Уши

 

Кисти

 

Губы

 

Пальцы

 

Кожа

 

Ноги

 

Волосы

 

Коленные чашечки

 

Лицо

 

Ступни

 

 

 

Общая характеристика

 

Фото с сайтов: www.krugosvet.ru; img0.liveinternet.ru; claw.ru

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru