Дидактические материалы

О. В. Петунин

Задания и упражнения по общей биологии

Для 10-х классов естественнонаучного профиля

Окончание. См. № 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11 / 2010

536*. Как вы объясните преобладание диплоидной фазы в жизненном цикле большинства организмов?

537. Сколько хромосом будут иметь яйцеклетки, если в клетках женского организма 16 хромосом?

538*. В чем состоят преимущества внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?

539*. Почему там, где поселяется мох сфагнум, наблюдается заболачивание местности?

540*. Верно ли утверждение, что папоротники цветут только раз в году – накануне праздника Ивана Купалы?

541. Сколько раз делится будущая яйцеклетка в зоне созревания?

542*. Почему содержание ДНК в ядре клеток млекопитающих приблизительно одинаковое, а число хромосом разное?

543. Выберите правильные суждения:

1) взрослые растения нитчатой водоросли улотрикса являются диплобионтами;
2) гаметы у взрослых особей нитчатой водоросли улотрикса возникают в результате мейоза;
3) зигота у нитчатой водоросли улотрикса дает начало мейоспорам;
4) в клетках тела нитчатой водоросли улотрикса могут образовываться митоспоры.

544. Выберите один правильный ответ.

У нитчатой водоросли улотрикса переход из гаплофазы в диплофазу совершается при:

а) образовании мейоспор;
б) образовании митоспор;
в) слиянии гаплоидных гамет;
г) слиянии двух гаплоидных митоспор.

545. Выберите один правильный ответ.

В жизненном цикле нитчатой водоросли улотрикса:

а) господствует гаплофаза;
б) господствует диплофаза;
в) гапло- и диплофазы присутствуют в равной степени;
г) клетки полового и бесполого поколений содержат набор хромосом, отличный от гаплоидного и диплоидного.

546. Выберите правильные суждения:

1) взрослое растение кукушкина льна является гаметофитом;
2) клетки полового поколения кукушкина льна содержат диплоидный набор хромосом;
3) мох кукушкин лен является двудомным растением, так как органы полового размножения формируются у него на разных побегах;
4) спорогоний является бесполым поколением в жизненном цикле кукушкина льна.

547. Выберите правильные суждения:

1) спорофит кукушкина льна в начале своего развития способен к фотосинтезу;
2) образованию спор у кукушкина льна предшествует митоз;
3) жизненный цикл кукушкина льна является примером гетероморфного цикла;
4) мхи являются представителями спорофитной линии в эволюции растений.

548. Назовите понятия исходя из следующих определений:

1) мужские органы полового размножения споровых растений – …;
2) женские органы полового размножения споровых растений – …;
3) крышечка спорогония кукушкина льна – …;
4) верхний край коробочки бриевых мхов, регулирующий рассеивание спор, – ...;
5) нить, формирующаяся из прорастающей споры у мхов, – … .

549. Выберите правильные суждения:

1) взрослое поколение папоротника щитовника мужского спорофит, гаплобионт;
2) споры у папоротника щитовника мужского образуются в спорангии в результате редукционного деления;
3) заростки папоротников представляют собой гаметофитное поколение жизненного цикла;
4) щитовник мужской относится к равноспоровым растениям.

550. Выберите один правильный ответ.

Внутри спорангия щитовника мужского в результате редукционного деления образуется спор:

а) 4;
б) 8;
в) 32;
г) 64.

551. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов.

Каждая спора папоротника имеет:

а) цитоплазму;
б) запас питательных веществ;
в) оболочку, называемую интиной и образованную тубулином;
г) ядро;
д) диплоидный набор хромосом.

552. Выберите один правильный ответ.

Яйцеклетка в архегонии заростка щитовника мужского расположена:

а) в брюшке;
б) посередине;
в) в шейке;
г) не имеет определенного места расположения.

553. Выберите один правильный ответ.

Роль канальцевых клеток архегония щитовника мужского заключается в:

а) обеспечении питательными веществами яйцеклетки;
б) поддержании формы брюшка архегония;
в) ослизнении и привлечении сперматозоидов;
г) защите яйцеклетки от проникновения «лишних» сперматозоидов.

554. Выберите правильные суждения:

1) в цикле развития папоротника щитовника мужского преобладают спорофит и диплоидная фаза;
2) спорофит папоротников дает миллионы спор, что повышает их способность к размножению;
3) у разноспоровых растений образуются микро- и макроспоры;
4) микроспоры дают начало женским заросткам (гаметофитам).

555. Назовите понятия исходя из следующих определений:

1) перистые листья папоротников – …;
2) группы спорангиев, расположенные на нижней стороне листьев папоротников, – …;
3) структуры, в которых происходит образование спор у папоротников, – …;
4) листья папоротников, несущие споры, – … .

556. Выберите правильные суждения:

1) у голосеменных и покрытосеменных растений, объединенных под названием «семенные растения», чередование поколений в жизненном цикле отсутствует;
2) у семенных растений наблюдается полный отрыв от водной среды при оплодотворении;
3) семенные растения не нуждаются в водной среде для передвижения гамет, взамен этого гаметы у них передвигаются по воздуху;
4) в микро- и мегаспорангиях семенных растений образуются митоспоры.

557. Выберите один правильный ответ.

У семенных растений роль микроспорангиев выполняют:

а) мужские цветки;
б) тычинки;
в) пыльцевые мешки;
г) пыльцевые зерна.

558. Выберите один правильный ответ.

У семенных растений роль мегаспорангиев принадлежит:

а) женским цветкам;
б) плодолистикам;
в) завязи;
г) семязачаткам.

559. Выберите правильные суждения:

1) микро- и мегаспоры у семенных растений высыпаются из спорангиев и прорастают, попав в благоприятные условия;
2) каждая из четырех мегаспор голосеменных растений дает начало женскому гаметофиту;
3) на женском гаметофите у голосеменных растений формируется два архегония, а в брюшке каждого из них располагается по одной яйцеклетке;
4) мужской заросток семенных растений включает в себя в конце своего развития три клетки: антеридиальную, сифоногенную и клетку пыльцевой трубки.

560. Выберите один правильный ответ.

Опыление у сосны лесной происходит в июне, а оплодотворение:

а) сразу же после опыления;
б) осенью;
в) после перезимовки;
г) через 1,5 года.

561. Восстановите правильную последовательность событий процесса оплодотворения у сосны лесной:

1) разрушение стерильной клетки;
2) перемещение спермагенной клетки по пыльцевой трубке;
3) проникновение пыльцевой трубки в архегоний;
4) слияние одной яйцеклетки с одним из спермиев;
5) митотическое деление спермагенной клетки с образованием спермиев;
6) деление антеридиальной клетки с образованием стерильной клетки и собственно спермагенной клетки;
7) выход спермиев из пыльцевой трубки в архегоний.

562. Выберите один правильный ответ.

Эндосперм семени голосеменных растений содержит набор хромосом:

а) 1n;
б) 2n;
в) 3n;
г) 4n.

ОТВЕТЫ

Раздел 1. Введение в общую биологию

1 – в. 2 – а. 3 – 1; 3; 4. 4 – б. 5 – 3. 6 – 1) эмбриология; 2) систематика; 3) микология; 4) териология; 5) физиология; 6) орнитология; 7) анатомия; 8) палеонтология. 7 – в. 8 – 1; 4. 9 – 1; 2; 3. 10 – 1. 11 – 1) раздражимость; 2) гомеостаз; 3) рефлекс; 4) рост; 5) изменчивость; 6) размножение; 7) дискретность; 8) ритмичность. 12 – 1; 3; 4.

Раздел 2. Химическая организация жизни

19 – б. 20 – 3. 21 – б. 22 – 1; 3; 4. 23 – а. 24 – в. 25 – 1; 2; 3; 4. 26 – 2; 4. 27 – г. 28 – 1; 3. 29 – 3. 36 – 1. 37 – б. 38 – 4. 42 – 2; 4. 43 – в. 44 – 2. 45 – б. 46 – в; г; д. 47 – все неверные. 50 – а. 51 – 4. 52 – 2; 4. 53 – в. 54 – 1; 2. 55 – г. 56 – 1; 3; 4. 57 – в. 58 – 1; 4. 59 – б. 60 – 2. 65 – 1; 2. 66 – в. 67 – 2. 68 – г. 69 – 1. 70 – 1) полимеры; 2) пептидная; 3) конформация; 4) самосборка; 5) простетическая. 71 – в. 72 – все неверные. 73 – заболевание вызвано заменой шестой по счету аминокислоты валин на глутаминовую кислоту. 74 – аминокислот; водородных; вторичную; первичной; последовательность; четвертичную; гемоглобин (инсулин). 77 – а. 78 – 2; 3; 4. 79 – г. 80 – 1; 2. 82 – иммуноглобулинами; чужеродными веществами (белками, полисахаридами, нуклеиновыми кислотами); антигенами; антитела; антиген; гуморальным иммунитетом. 84 – 3. 85 – б. 86 – 1; 3. 87 – 1; 4; 2; 3. 88 – в. 95 – в. 96 – б. 97 – а. 98 – 1; 2. 99 – 2; 4. 100 – 1; 4. 101 – б. 102 – г. 103 – 2; 4. 106 – азотистыми основаниями; водородными связями; Т; Г; комплементарности; нуклеотидов; ДНК; индивидуален; аминокислот; белке; генетическим (наследственным) материалом; ядре; цитоплазме. 107 – Г–Ц–Г–А–Ц–У–А–У–Ц. 108 – Ц–А–Ц–А–Т–Т–Г–Ц–Т–Г–Г–Ц–Т–Т–Г–А–Ц–А–Т. 109 – Т–Т–Ц–А–Г–А–Т–Г–Ц–А–Т–А; 4,08 нм; А=Т=33,3%; Г=Ц=16,6%. 110 – Ц=18%; Т=30%; А=20%; Г=32%. 111 – Т=23%; Ц=27%. 112 – А=Т=25; Г=Ц=75; 34 нм. 113 – 3×109 пар. 114 – 2. 115 – а. 116 – б. 117 – 3. 118 – г. 119 – 3. 120 – 1; 3; 4. 121 – Ц=6%; Т=28%; А=40%; Г=26%. 122 – Т–Т–Ц–А–Г–А–Т–Т–Г–Ц–А–Т–А; 4,42 нм; А=38%; Т=31%; Г=15,5%; Ц=15,5%. 127 – 1; 3. 128 – в. 129 – 2.

Раздел 3. Строение и функционирование клетки

132 – в. 133 – г. 134 – 2; 3. 135 – 2; 4. 139 – г. 140 – а. 141 – в. 142 – 1; 3; 4. 143 – а; в; г; д. 144 – б; в. 145 – а; в. 146 – а, в. 147 – б. 148 – 1. 149 – все верные. 150 – г. 151 – б. 152 – 1; 4. 153 – г. 154 – 1. 155 – 2; 3. 156 – в. 157 – б. 158 – 3. 159 – б. 168 – а; б. 169 – г. 170 – г; д. 171 – 1; 3. 172 – г. 173 – а; б; в; г. 178 – б; г. 179 – 2; 4. 180 – а; г; д. 181 – г. 182 – 3. 183 – г. 184 – в. 185 – а; б; в. 186 – а; в; г. 192 – все неверные. 193 – в. 194 – а; в; г; д. 195 – б. 196 – в. 197 – 3. 198 – а; д. 199 – б; в. 200 – г. 205 – б. 206 – 3. 207 – а. 208 – в. 209 – 3; 4. 210 – г. 215 – б. 216 – г. 217 – в. 218 – б. 219 – 1; 3. 220 – б. 221 – а-8; б-3; в-5; г-2; д-4; е-7; ж-9; з-10; и-1; к-6; л-11; м-2. 222 – 1) компартменты; 2) протопласт; 3) матрикс; 4) кариолемма; 5) тилакоид; 6) кристы; 7) пиноцитоз; 8) автолиз. 223 – 1; 3; 4. 228 – в. 229 – а. 230 – а; д. 231 – 2. 232 – б. 233 – 3. 234 – а; г. 235 – 1; 3; 4. 236 – в. 237 – 4. 238 – а; б; г. 239 – б. 240 – б; в. 241 – 2. 242 – а. 243 – 2; 4; 3; 1; 5; 6. 244 – б. 245 – 2; 3; 4. 246 – а; б; г.

Раздел 4. Обмен веществ и энергии

251 – г. 252 – 2; 3. 253 – б. 254 – а; в; д. 255 – 1; 3; 4. 256 – а. 257 – 1; 2; 4; 3. 258 – в. 259 – а. 260 – б; д. 261 – 4. 262 – в. 263 – г. 264 – 3; 4. 265. 4 – 2; 5; 1; 6; 3. 266 – а. 267 – г. 268 – а. 269 – б. 270 – а. 271 – г. 272 – г. 273 – 2; 3; 4. 274 – б. 275 – а; б; в. 276 – б; д. 288 – все неверные. 289 – а; б; д. 290 – 3; 4. 291 – а; б; г. 292 – а; г. 293 – б; г; д. 294 – 1; 2; 3; 4. 295 – г. 296 – 4; 2; 5; 1; 3. 299 – 2; 4. 300 – б. 301 – в. 302 – б. 303 – а; б; г. 304 – г. 305 – 2; 4. 306 – 4; 1; 3; 2. 307 – 1; 3. 308 – в. 309 – а; б; д. 310 – б. 311 – г. 312 – А-1; Б-1, 3; В-4. 314 – б. 315 – г. 329 – а; в; д. 330 – 1; 3. 331 – а; б; в; д. 332 – в. 333 – 2; 3; 4. 334 – А – 2; 3; 6; 9; 10; 12; Б – 2; 4; 6; 8; 11; 14; В – 1; 5; 7; 8; 11; 13. 335 – в; д. 336 – а; б; в. 337 – 1; 2; 3. 338 – б. 339 – 1; 3; 4.
340 – 1; 3. 341 – б; г. 342 – в. 343 – в. 344 – г. 345 – а. 346 – в. 347 – в. 348 – б. 349 – г. 350 – в; г; д. 351 – 1) интроны; 2) экзоны; 3) процессинг; 4) сплайсинг; 5) ген. 352 – г. 359 – аланин. 360 – глн – ГТЦ; ГТТ; глу – ЦТЦ; ЦТТ; вал – ЦАА; ЦАГ; ЦАТ; ЦАЦ; арг – ГЦА; ГЦГ; ГЦТ; ГЦЦ; тре – ТГА; мет – ТАЦ. 361 – асп – ала – вал. 362 – 3 аминокислоты. 363 – АУА. 364 – одну аминокислоту на планете Тарабумбия кодирует минимум четыре нуклеотида, так как из четырех нуклеотидов, сочетая их по три, можно получить лишь 64 варианта, а аминокислот нужно закодировать 200; сочетания четырех нуклеотидов по четыре дает 256 вариантов, этого хватит для кодировки двухсот аминокислот. 369 – 161,16 нм. 370 – 510 нм. 371 – в; д. 372 – 1; 3. 373 – в. 374 – б. 375 – 2; 1; 3. 376 – 2; 4. 377 – г. 378 – 1; 3; 4. 382 – а; в. 389 – а; б; г; д. 390 – г. 391 – а. 392 – 1; 2. 393 – а; б; г. 394 – 7; 3; 6; 4; 2; 5; 1; 8; 9. 395 – 1) скрининг; 2) рестрикция; 3) лигирование; 4) трансформация. 397 – г. 398 – 1; 2; 4. 399 – а; в; д.

Раздел 5. Воспроизведение биологических систем

400 – 3; 1; 5; 2; 4. 401 – г. 402 – а; д. 403 – а; б; в. 404 – в. 405 – все неверные. 406 – а. 407 – 1) центромера; 2) метацентрические; 3) субметацентрические; 4) акроцентрические; 5) кинетохор; 6) сателлиты. 408 – в. 409 – в. 410 – в. 411 – г. 412 – 4; 2; 3; 1. 413 – г. 414 – б; в. 415 – а; б; в; г. 416 – б; д. 417 – а; в; д. 418 – а; б; г. 419 – б; в. 420 – 1; 3; 4. 421 – 3; 1; 2; 5; 4; 6. 428 – 1; 2; 4. 429 – 2; 4. 430 – б; в; д. 431 – б; в; г. 432 – а; в. 433 – б. 434 – а. 435 – в. 436 – 3. 439 – 1; 3; 4. 440 – г. 441 – а; в; г; д. 442 – г; д. 443 – а. 444 – б; в; г; д. 445 – 4. 446 – 4. 447 – 2. 448 – 3; 2; 1; 6; 4; 5. 449 – 2; 4. 450 – в. 451 – 3; 6; 5; 1; 2; 4; 7. 452 – 1; 3. 455 – б; в; д. 456 – 2; 4; 5; 1; 3. 457 – в. 458 – г. 459 – г. 460 – а. 461 – б. 462 – 3. 463 – в. 464 – а. 465 – в. 466 – а; в; д. 470 – а) 200; б) по 8 хромосом (А, А, В, В, С, С, Д, Д); в) 400; г) по 4 хромосомы (А, В, С, Д). 472 – все неверные. 473 – 2; 3. 474 – в. 475 – 3; 4. 476 – б; в; д. 477 – 2; 3; 1. 480 – 1; 4. 481 – 2; 3; 4. 482 – в. 483 – г. 484 – а. 485 – г. 486 – 3. 487 – 1; 4. 488 – а. 489 – б. 490 – б. 491 – г. 492 – в. 493 – 1) гермафродитные; 2) однодомные; 3) двудомные; 4) однополые. 494 – 4. 495 – 1)  интегументы; 2) микропиле; 3) халаза; 4) зародышевый мешок. 496 – 1; 2; 3; 4. 497 – а. 498 – а. 499 – 3; 4. 500 – а. 501 – в; г; д. 504 – 3; 1; 2; 4. 505 – б. 506 – в. 507 – 1; 2; 4. 508 – б; д. 509 – все неверные. 510 – а; б; в; г; д. 511 – б; в. 512 – а. 513 – б. 514 – 2; 3; 4. 515 – в; д. 516 – а. 517 – в. 518 – а; в; г; д. 519 – д. 520 – 1) эмбриональная индукция; 2) бластомеры; 3) бластоцель; 4) целом. 521 – б; г; д. 522 – в. 523 – г. 524 – г. 525 – в. 526 – б. 527 – б. 528 – б; г. 537 – 8 хромосом. 541 – 2 раза. 543 – 3; 4. 544 – в. 545 – а. 546 – 1; 4. 547 – 1; 3. 548 – 1) антеридии; 2) архегонии; 3) оперкулум; 4) перистом; 5) протонема. 549 – 2; 3; 4. 550. г. 551 – а; б; г. 552 – а. 553 – в. 554 – 1; 2. 555 – 1) вайи; 2) сорусы; 3) спорангий; 4) спорофиллы. 556 – 2. 557 – в. 558 – г. 559 – 3. 560 – в. 561 – 6; 1; 2; 5; 3; 7; 4. 562 – а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беркенблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология: учебник для 10-го класса средней школы: В 2 ч. – М.: МИРОС, 1999.
2. Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
3. Биология: учебное пособие для учащихся средних школ, лицеев, колледжей и слушателей подготовительных отделений, абитуриентов / В.А. Глумова, Н.Н. Чучкова, В.Н. Марков и др. – Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2002.
4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т.  – М.: Мир, 1990.
6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: учебник для 10–11-го кл. общеобразовательных учебных заведений – М.: Школа-Пресс, 1996.
7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: учебник для 10 класса (профильный уровень). – М.: Дрофа, 2005.
8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: учебник для 11 класса (профильный уровень). – М.: Дрофа, 2005.
9. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988.
10. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учебник для 10–11-й кл. (профильный уровень). – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
11. Общая биология: учебник для 10–11-х кл. сред. шк. / Д.К. Беляев, А.О. Рувинcкий, Н.Н. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 1993.
12. Общая биология: учебник для 10–11-х кл. сред. шк. /
Ю.И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин и др. – М.: Просвещение, 1991.
13. Общая биология: учеб. для 10–11-х кл. с углубленным изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев,
Г.М. Дымшиц и др. – М.: Просвещение, 2001.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru