С. Волков
«Биологические» идиомы
Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4/2009
Ободрать как липку
О дочиста ограбленном человеке скажут: «Ободрали как липку! Ничего не оставили – хорошо хоть сам жив остался». Почему же именно дерево липа стало символом такого несчастья?
Внутреннюю волокнистую часть коры липы называют лыком. Из него плели лапти, короба, лукошки, потому лыка в хозяйстве требовалось много. Вот поэтому именно липам, причем молодым, и приходилось страдать: их в буквальном смысле обдирали, чтобы из содранной коры добыть лыко. Печальное зрелище, должно быть, представляли собой эти липки! Поневоле порадуешься, что такой варварский способ заготовки сырья теперь человеку не нужен.
Отделять овец от козлищ
Это выражение означает отделять плохое от хорошего, вредное от полезного. Овцы в древности считались чистыми, приносящими пользу животными, а козлы – нечистыми. Понятной поэтому становится евангельская притча о суде над народами, откуда и пришло к нам это выражение: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».
Похожее выражение – отделять зерна от плевел (сорняков) – тоже пришло из Библии.
Первая ласточка
Есть два выражения с почти противоположным значением, в которых упоминается ласточка: фразеологизм «первая ласточка» и пословица «Одна ласточка весны не делает». И в одном и в другом случае ласточка – вестница весны. Но первое выражение произносится всегда с надеждой: ведь нам дается знак, что приближается что-то хорошее и радостное. А второе звучит довольно скептически: «Да, конечно, ласточка ласточкой, но стоит ли быть доверчивым и излишне торопливым? По первым робким признакам еще рано судить об обновлении».
Итак, надежда и вера, с одной стороны, и осторожная мудрость – с другой. Что лучше? Выбирать вам.
Под мухой
Есть много экспрессивных слов и выражений, которыми обозначают напившегося человека. Одно из них – быть под мухой. Как это насекомое связано с горячительными напитками?
В этом обороте отразились распространенные раньше представления о порче, которую могут наслать злые люди. Считалось, что часто порчу напускают на домашний скот – и тогда животное начинает вести себя очень беспокойно. Про него могут сказать: «Бзик нашел!» Бзик – это слепень, овод (вслушайтесь в звучание этого слова – оно напоминает о зудящем над ухом насекомом). Люди верили, что как раз с помощью насекомых и насылают порчу. Легко понять, почему возникло такое представление: когда бзики (оводы, мухи) вьются вокруг животного, жалят его, оно действительно становится слегка бесноватым.
Так и пьяный человек ведет себя так, будто и его тоже укусила муха (или какой-нибудь другой бзик).
Подложить свинью
Это выражение означает сделать кому-нибудь втихомолку гадость, подстроить неприятность. Скорее всего, оно связано с религиозными запретами на употребление свинины в пищу. Например, исповедующим ислам свинину не позволяет есть Коран: свинья – животное нечистое. Если таким людям тайком подкладывали свинину в пищу, то этим оскверняли их веру.
Любопытно, что в немецком языке есть выражение «у него свинья», которое имеет противоположное значение: оно означает, что человеку везет.
Пожинать лавры
Так говорят о человеке, который пользуется результатами успешной работы. Глагол пожинать родственен глаголу жать в сельскохозяйственном значении – убирать урожай, срезать колосья. Есть такое выражение: пожинать плоды. Его происхождение понятно (урожай ведь и есть плоды) – но что такое пожинать лавры?
Лавр – южное растение. Раньше, в Греции и Риме, лавровым венком увенчивали победителей (от слова лавр, кстати, возникло слово лауреат). Так вот, выражение пожинать лавры никакого отношения к урожаю не имеет: оно означает заслуженно, после многих трудов, добиться лаврового венка, то есть признания, а возможно, и наград.
Показать, где раки зимуют
Так выражают нешуточную угрозу. Этот оборот, как предполагают, связан с крепостным правом. Многие помещики уезжали на зиму из своих имений в города. Во время званых обедов им среди прочих деликатесов требовались раки. Гурманы говорили, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть первая буква слова раки – «р», то есть с сентября по апрель. Но именно в это время раков ловить трудно: вода холодная, раки прячутся – зимуют – в норах, откуда доставать их очень трудно.
Теперь понятно, почему выражение «Я тебе покажу, где раки зимуют!» стало настоящей угрозой. Оно означало: «Я пошлю тебя зимой ловить раков!» Хуже, пожалуй, только искать перед Новым годом подснежники.
Попасть в яблочко
Вам может показаться, что попасть в яблочко легко – особенно для того, кто научился попадать в точку. Ведь даже самое маленькое яблоко гораздо более заметная мишень, чем точка.
Однако швейцарский крестьянин Вильгельм Телль, скорее всего, так не думал. Жестокий австрийский наместник приказал ему стрелять в яблоко, которое держал на голове его родной сын. Отец и сын были наказаны за то, что не отдали честь… шляпе наместника-самодура, установленной на площади города. Вильгельму Теллю пришлось стрелять – и он попал в самый центр яблока. А следующую стрелу выпустил прямо в сердце наместника. Крестьяне, поддержав Телля, подняли восстание против австрийских завоевателей.
Так Вильгельм Телль вошел в легенду, а многие языки мира обогатились образным выражением попасть в яблочко.
Попасть как кур во щи
Про человека, который умудрился неожиданно попасть в крайне неприятную ситуацию, можно сказать, что он попал как кур во щи. У этого выражения много толкований. Кур – это петух. Значит, речь идет о петухе, зарезанном для приготовления щей. Однако вполне возможно, что ни о каких щах здесь не говорится: щи произошло от щип – слово это обозначало особый капкан для дичи. Есть и третье мнение: фразеологизм звучал раньше так: попал как кур в ощип (то есть с петуха ощипывают перья перед тем, как его приготовить).
Проще пареной репы
Попробуйте сейчас найти на прилавках магазинов среди заморских фруктов и овощей репу, проще которой, судя по фразеологизму, нет ничего. Не найдете!
А раньше все было не так. До появления на Руси картофеля репа была самым распространенным овощем. Ее выращивали и ели повсюду.
собенно любили репу пареную. Готовилась она просто, проще не бывает: в закрытом глиняном горшке репу ставили в русскую печь, и там она пеклась, парилась в собственном соку.